Китайско-американская технологическая ловушка

НЬЮ-ХЕЙВЕН — Технологии являются эпицентром конфликта между США и Китаем. Для американского гегемона речь идет о фронте геостратегической мощи и средствах для устойчивого процветания. Для Китая это ключ к местным инновациям, необходимым для растущей страны. Технологическая война, бушующая в настоящее время между двумя сверхдержавами, вполне может стать определяющей борьбой двадцать первого века.

Huawei, национальный чемпион Китая в области технологий, быстро стал громоотводом в технологическом конфликте между действующим лидером и претендентом. Huawei, которого опасаются как самую большую угрозу для телекоммуникационной инфраструктуры США, называют современным троянским конем с потенциальной бэкдор-угрозой в его платформе 5G мирового класса, которая заставила бы мифологическую Хелен улыбнуться. Опираясь на надуманные косвенные улики — несколько обвинений в шпионаже, не связанных с подозреваемым бэкдором, и предположение о гнусных мотивах долгой военной службы его основателя Жэнь Чжэнфэя — дело Америки против Huawei пронизано ложными повествованиями.

Настоящим спорным вопросом является туманная концепция слияния технологий, в частности, двойное использование передовых технологий в военных и гражданских коммерческих целях. Власти США убеждены, что в Китае такого различия нет. По их мнению, китайское государство и, соответственно, его вооруженные силы в конечном итоге владеют всем, что находится в сфере его технологического сектора, от аппаратного и программного обеспечения до больших данных и слежки за людьми внутри страны и за рубежом. Это также лежит в основе растущей негативной реакции на платформу социальных сетей TikTok, которая насчитывает более 80 миллионов пользователей в месяц в США.

Неважно, что США уже давно практикуют собственный вариант технологического слияния. На протяжении многих лет Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов разработало многие из наиболее важных технологических достижений Америки, которые имеют широкое коммерческое применение. К ним относятся Интернет, Глобальная система позиционирования, прорывы в области полупроводников, ядерной энергетики, технологий визуализации и многочисленные фармацевтические инновации, в частности разработка вакцины против COVID-19. Очевидно, то, что хорошо для демократии (находящейся в отчаянном положении), неприемлемо для системы, управляемой Коммунистической партией Китая.

Угроза со стороны Huawei — это верхушка айсберга в технологическом конфликте Америки с Китаем. Так называемый целевой список, который Министерство торговли США использует для внесения в черный список иностранных компаний в целях национальной безопасности, был расширен за счет включения цепочки поставок Huawei, а также ряда китайских технологических компаний, занимающихся внутренней слежкой за этническими меньшинствами в провинции Синьцзян. .

В то же время, с недавним принятием Закона о чипах и науке от 2022 года, США украли страницу из учебника промышленной политики Китая и воспользовались вмешательством правительства для поддержки технологических инноваций. А в октябре прошлого года произошло гораздо более серьезное падение: администрация Байдена ввела драконовские ограничения на экспорт передовых полупроводниковых микросхем, чтобы задушить зарождающиеся усилия Китая в области искусственного интеллекта и квантовых вычислений.

Но деспотичная политика Америки может иметь неприятные последствия, потому что ее техническая война с Китаем состоит из длинной тактики и небольшой стратегии. США быстро осознали мощь «вооруженной сети» — мертвой хватки, которую она могла наложить на критически важные узлы трансграничной связи. Такой подход в сочетании с «поддержкой друзей» альянсов стал ключом к жестким финансовым санкциям, наложенным на Россию в ответ на ее вторжение в Украину. Однако спорно, что этот подход будет столь же эффективным в управлении сложными многонациональными исследовательскими консорциумами и физическими цепочками поставок современных технологий.

Что еще более важно, сжатие противников не компенсирует отсутствие тяжелого подъема дома. Это особенно верно в отношении Америки, учитывая ее удивительно хрупкое лидерство в области технологий. Хотя США энергично реагировали на технологические угрозы со стороны бывшего Советского Союза во время холодной войны, особенно на гонку ядерных вооружений и космический вызов, исходящий от спутника, с тех пор они отказались от мяча: федеральное финансирование исследований и разработок упало до 0,7 % ВВП в 2020 году значительно ниже пикового уровня в 1,9% в 1964 году.

Более того, в последние годы США недостаточно инвестировали в фундаментальные исследования, чистую науку, которая является источником инноваций. В 2021 году доля фундаментальных исследований упала до 14,9% от общих расходов на НИОКР, что значительно ниже пикового значения 18,8% в 2010 году. Недавние усилия также не сильно изменили; например, только 21% финансирования в Законе CHIPS предназначен для исследований и разработок.

Неудивительно, что Китай находится в движении. На рубеже веков она тратила лишь 0,9% ВВП на исследования и разработки, или около одной трети доли США в 2,6%. К 2019 году (самый последний год для сравнительных данных) Китай потратил 2,2% ВВП на исследования и разработки, или 71% от доли Америки в 3,1%. США также отстают в образовании, ориентированном на STEM (наука, технология, инженерия и математика), в то время как Китай сейчас выпускает гораздо больше докторов наук в области STEM, чем США.

Отчасти дефицит Америки в важнейших основах технологического лидерства — как НИОКР, так и человеческого капитала — является результатом того же дефицита внутренних сбережений, который привел к хроническому торговому дефициту США. Тенденция Америки обвинять Китай в проблемах, которые она сама создает, является оправданием, а не стратегией.

Более стратегический подход Китая не лишен собственных уязвимостей, особенно в отношении ИИ. Хотя огромный запас данных Китая представляет собой огромное преимущество для приложений машинного обучения, его достижения в этой области в конечном итоге будут остановлены без дальнейшего увеличения вычислительной мощности. Тактическая атака Америки на передовые чипы, которые питают вычислительную мощность искусственного интеллекта Китая, нацелена именно на это слабое звено в инновационной цепочке Китая. Китай это понимает, и можно рассчитывать на то, что он так или иначе отреагирует.

В пятом веке до нашей эры древний китайский военный философ Сунь-Цзы советовал: «Тактика без стратегии — это шум перед поражением». Примерно 2500 лет спустя этот совет кажется актуальным как никогда. Сегодняшний Китай продолжает играть в долгую игру, в то время как тактическая атака Америки на китайские технологии — это короткая игра. Застряв в политической системе, которая мало что значит для стратегии, нет никакой гарантии, что США выиграют экзистенциальный технический конфликт с Китаем.

Стивен С. Роуч, бывший председатель Morgan Stanley Asia, профессор Йельского университета и автор недавно вышедшей книги «Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных нарративов» (Yale University Press, 2022).

Авторское право: Project Syndicate, 2023.
www.project-syndicate.org

.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

Мои инвестиции
Logo