Стоимость укоренившейся высокой инфляции нельзя игнорировать

«Каким-то образом в Великобритании кому-то нужно признать, что они находятся в худшем положении, и перестать пытаться сохранить свою реальную покупательную способность за счет повышения цен. [or] заработной платы или передачи затрат на электроэнергию потребителям». Этот комментарий главного экономиста Банка Англии Хью Пила вызвал бурю негодования.

Он прав? Да, но только до определенного момента. Полезно ли читать лекции людям? Нет. Банку Англии и другим центральным банкам полезно показать, что они сделают все возможное, чтобы вернуть инфляцию под контроль.

Пил полагает, что Британия испытала исключительно сильное ухудшение «условий торговли» (отношение ее экспортных цен к ее импортным ценам). В период с декабря 2020 года по сентябрь 2022 года этот показатель упал почти на 10 процентов. Поскольку цены на импорт резко выросли, это повысило общий уровень цен, в то же время сделав страну намного беднее. Таблетка прямо на нем.

Но это также порождает борьбу за распределение, исход которой будет определять политическая и экономическая власть. Такая борьба имела бы место и в том случае, если бы Британия была самодостаточна в товарах, цены на которые выросли. Отечественные производители нефти, газа и продуктов питания выиграют за счет всех. Тот факт, что перераспределение ложится на иностранцев, сделал его в целом более дорогим.

Однако потеря реального дохода — не единственное следствие ухудшения условий торговли. Необходимо учитывать последствия самого инфляционного процесса. Это никогда не бывает гладко. Некоторые группы лучше других опережают инфляцию: предприятия, например, могут корректировать цены быстрее, чем рабочие могут повышать заработную плату. Государственным служащим и людям, получающим пособия, вероятно, будет особенно трудно увеличить свои доходы. Пилюля права, что этот процесс будет бесполезен, в совокупности. Но для победителей не будет напрасно, если они смогут защитить свои доходы, переложив большую часть или даже все убытки на других.

Вы видите скриншот интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы не в сети или в вашем браузере отключен JavaScript.


Тот факт, что инфляционный процесс является произвольным и несправедливым, является одной из причин, по которой он является столь пагубным с политической и социальной точек зрения. После длительного периода низкой и стабильной инфляции многие об этом забыли. Но те, кто пережил 1970-е, хорошо это помнят. Сегодняшние рабочие волнения напоминают о том, что произошло тогда. Тоже было довольно предсказуемо.

Воздействие медленной адаптации к инфляции особенно сильно сказывается на получателях социальных пособий. Фонд резолюции отмечает, например, что реальный уровень пособий по безработице упал на 12 процентов в период с марта 2021 года по март 2023 года. Это очень большое падение реальных доходов и без того бедных людей. Более того, при общей инфляции в 10 процентов реальная заработная плата снизилась на 3,2 процента в год до февраля 2023 года, несмотря на то, что денежная заработная плата выросла на 6,9 процента.

Вы видите скриншот интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы не в сети или в вашем браузере отключен JavaScript.


Тем не менее оптимизм возможен. Одна из причин заключается в том, что общая инфляция вот-вот снизится, поскольку рост цен после вторжения России в Украину не входит в индекс. Это приведет к резкому падению общей инфляции, что приведет к повышению реальной заработной платы и располагаемых доходов, а также к ослаблению давления на заработную плату.

Еще одним поводом для оптимизма является тот факт, что рыночные ожидания средней инфляции составляют 3,5 процента в течение следующего десятилетия. Это недалеко от цели Банка Англии, если принять во внимание премию за инфляционный риск (плюс тот факт, что индексные свиньи используют в качестве меры инфляции индекс розничных цен, а не потребительские цены).

Но я не уверен. Реальная заработная плата в феврале была почти на 5 процентов ниже уровня марта 2022 года. Почему можно ожидать резкого замедления роста номинальной заработной платы (который составлял 6,9 процента в год до февраля) после таких больших потерь реальной заработной платы и располагаемых доходов, особенно если базовая инфляция составила 6,2 процента в год до марта 2023 года, а безработица 3,7 процента в четвертом квартале 2022 года? Что может привести к действительно резкому падению роста заработной платы?

Вы видите скриншот интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы не в сети или в вашем браузере отключен JavaScript.


Стандартные экономические модели также предполагают, что целевой показатель инфляции является самоподтверждающимся: если люди в целом верят, что это произойдет, значит, так оно и будет. Однако ожидания всегда подстраиваются под опыт. Если, как я ожидаю, темпы роста заработной платы будут близки к сегодняшним, рост производительности останется низким, и, таким образом, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции продолжат расти довольно быстро, базовая инфляция, вероятно, стабилизируется значительно выше целевого уровня. Более того, денежно-кредитная политика не является жесткой даже по обычным стандартам: уровень интервенций Банка Англии в размере 4,25 процента значительно ниже базовой инфляции, не говоря уже об общем уровне более 10 процентов.

Да, Банк Англии не может установить распределение доходов. Это должно сделать правительство. Что он может и должен сделать, так это не допустить, чтобы инфляция слишком долго оставалась слишком высокой. Затраты на борьбу с укоренившейся высокой инфляцией будут огромными. Задача Банка Англии — не допустить этого.

[email protected]

Следуйте за Мартином Вольфом мой FT и так далее Твиттер

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

Мои инвестиции
Logo