Санкционная сеть вокруг России укрепляется, но есть куда стремиться

Писатель возглавляет Исследовательский центр финансовых преступлений и безопасности аналитического центра Royal United Services Institute.

В феврале 2022 года я сравнил первый раунд санкций Великобритании против России и путинского режима со стрельбой по горам и перестрелкой. Угроза санкций не смогла сдержать полномасштабное вторжение Владимира Путина в Украину, а их раннее введение было медленным и неэффективным. Западные лидеры изначально плохо сформулировали свои амбиции — от «ухудшения и разрушения» цепочек поставок России до «расшатывания» основ ее экономики. Но теперь они ограничивают доступ Москвы к международной финансовой системе и вводят все более строгие торговые ограничения.

В то время как темпы санкций остаются высокими, а цели расширяются, коалиция стран, применяющих санкции, этого не делает. Дыры в сети значительны и разнообразны. Слишком многие страны в лучшем случае двойственны, а в худшем извлекают выгоду из предоставления Кремлю и его марионеткам возможности обойти санкции.

Недавнее предупреждение США о том, что Россия пытается восстановить свои искалеченные цепочки военных поставок, обходя западный экспортный контроль, было хорошим предупреждением. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), глобальный орган по наблюдению за финансовыми преступлениями, также выявила риски для финансовой системы, связанные с деятельностью России, такие как сообщения о торговле оружием с другими юрисдикциями, находящимися под санкциями. Но этот сигнал подразумевает, что страны, которые игнорируют союзнические санкции, склонны соглашаться с точкой зрения ФАТФ (или США). Великобритания и ЕС это делают, но те страны, которые предоставляют лазейки для России, гораздо менее усердны, и действительно некоторые выступают против ФАТФ, считая ее лицемерной.

Гораздо лучше, чем надеяться на то, что незаинтересованные государства отреагируют на процесс или рекомендации, которые они уже игнорируют, — это оказать давление на их компании. В то время как ОАЭ, Турция и Южная Африка могут игнорировать решения о санкциях, принятые в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, взаимосвязанный характер мировой торговли означает, что их компании и финансовые учреждения не могут этого сделать: им нужны связи с международными партнерами, и поэтому они чувствительны к сигналам, которые они получают. .

Например, банку в неподходящей стране, который продолжает предлагать финансовые услуги определенным компаниям или частным лицам, почти наверняка потребуется доступ к международной финансовой системе. Чаще всего такой доступ предоставляют крупные банки, работающие по всему миру, расположенные в США, Европе или Великобритании, от которых требуется точное введение санкций. Эти банки-корреспонденты должны, как минимум, усилить контроль за этими банками-клиентами и, при необходимости, полностью разорвать их отношения, чтобы избежать облегчения обхода. Использование влияния для обеспечения соблюдения санкций таким образом может показаться неприятным, но это также помогает финансировать и подпитывать военную машину Москвы.

Помимо прямых связей с финансовыми учреждениями третьих стран, эти глобальные банки также облегчают платежи по торговому финансированию и должны быть готовы к изменениям в деятельности своих корпоративных клиентов после вторжения в Украину. В частности, им следует допрашивать компании, которые расширили свой бизнес с такими странами, как Армения, Казахстан и Турция, которые действуют как торговые «головорезы», эффективно помогая России уклоняться от санкций.

Наконец, те компании в странах, которые способствуют обходу санкций — например, поставка Ираном беспилотников в Россию — сами должны быть добавлены в списки запрещенных, чтобы ограничить их доступ на западные рынки. Это имеет дополнительное преимущество, поскольку сигнализирует компаниям в соответствующих странах о том, что работа с этими менее добросовестными организациями сопряжена со значительным риском.

Обнадеживают некоторые усилия в этом направлении в рамках возобновления западных санкций, введенных в первую годовщину российского вторжения. Но можно сделать еще больше — начиная с более строгого соблюдения санкций в странах-союзниках и более активного дипломатического взаимодействия — чтобы обратить вспять прогресс России в притуплении международной поддержки санкций.

Нет никаких сомнений в том, что союзники Украины извлекли уроки из своего вялого ответа на санкции в связи с аннексией Крыма Россией в 2014 году и прошли долгий путь по сравнению с их предыдущим началом в прошлом году. Но по мере того, как Кремль адаптирует и маскирует свои цепочки поставок и финансовые связи, Западу необходимо будет соответствующим образом оценивать и корректировать свою деятельность. Если подумать, может быть, и не стыдно взять стрелка в перестрелку — лишь бы он был достаточно проворен.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

Мои инвестиции
Logo